Чайка 73458 - Театр на Таганке - отзыв, обзор, рецензия

Чайка 73458 - Театр на Таганке - отзыв, обзор, рецензия

Чайки. Мы все - чайки.

 Проекция кабинета Любимова Театр на ТаганкеВысоцкий Театр на Таганке проекция

Если обычный театр начинается с вешалки, то Театр на Таганке начинается с фойе второго этажа. Здесь зрителя ждёт шоу ещё до спектакля. Ежедневно, в половине седьмого вечера, на его стены сходят проекции образов и строк истории Таганки. На стенах успели расписаться даже Путин с Фиделем. Но все эти надписи про времена и пространства кажутся какими-то незначительными рядом с жирными строками Вознесенского: «Все Богини как поганки перед бабами Таганки!» Вот уж точно!

А ещё здесь везде Высоцкий. На афишах, фотографиях, в проекции. По-другому и быть не может. Не должно. Нельзя представить Владимира Семёновича без Гамлета на Таганке. Нельзя представить и Таганку без хрипло-надрывного: «Быть или не быть…вот в чём вопрос! Достойно ли безропотно терпеть позор судьбы иль нужно оказать сопротивленье?» Вот он и читает. Будто не где-то “там”, в прошлом, а прямо здесь и сейчас. Кажется, сделай шаг — и к нему на сцену. Но звенит первый звонок, кадры проекции светлеют. В фойе больше делать нечего, и зрители гуськом тянутся в зал.

Чайка 73458 Театр на Таганке декорации (отзыв)

Там пока ещё горит свет. А представление уже началось. На сцене спиной к зрителям абсолютно бездвижно сидит актёр (Юрий Смирнов). Кто-то где-то репетирует, слышатся отрывистые фразы: «11, 50, 7…зануда-зануда-зануда! 90, 28, 29, 92…апчхи!» Наконец третий звонок. Милые девушки со значками “Таганки” направляют последних припозднившихся. Свет приглушается.

Софиты Театр на Таганке Чайка 73458 Визуальные эффекты«Я пишу вам со дна ледяного колодца… В темноте, в тесноте, и не видно мне солнца… Только я. И бескрайние муки», — тяжёлый голос потусторонним тоном читает проникновенное стихотворение. Вспыхивают глаза дьявола. Выстрел. В красном свете софита умирает чайка…

Принюхиваюсь. В воздухе пахнет перегаром. Неизвестно от кого. Но амбре отчётливое. Ещё через десять минут где-то рядом начинается тихий храп. Актёры на сцене выкладываются, там причин можно не искать. Единственная причина — устал человек, весь трудовой день бумажки перебирал, а в зале темно и уютно… Актёры продолжают рвать жилы. Зрители то и дело включают экраны мобильных. Милые девушки со значками вынуждены светить в них красными точками лазерных указок. Становится ясно: на сцене умерла не чайка. Душа.

Чайка 73458 Театр на Таганке Юрий Смирнов и Дарья Авратинская (обзор)По задумке режиссёра Дайнюса Казлаускаса всё действо на сцене — это мир воспоминаний Треплева. Он предлагает взглянуть на “Чайку” сквозь призму вечности. Спокойно, рассудительно, без лишней суеты. Но спокойно — не значит отстранённо. Каждый раз, когда душа является на сцену — мир вокруг замирает. Она смотрит в зрительный зал и бросает своим замогильным голосом что-нибудь вроде: «Театр…декорации!» Пробирает до мурашек. Кто театр, кто декорации?

Нина Заречная и Тригорин падают в объятия друг друга. Со сцены звучит самая сокровенная фраза всей пьесы: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Казалось бы, все должны затаить дыхание, но неподалёку кто-то тихонько хихикает. Следом в зале звонит телефон. Тут же приходит смс — уже другому. Права была душа…театр, декорации. Не ясно, где жизнь более настоящая: в зале или на сцене?..

Московский Театр на Таганке актёры Чайка 73458 (отзыв)Чайка 73458 Театр на Таганке (отзыв, обзор)

Кстати, о декорациях. Их в постановке минимум. Только самое необходимое: брёвна, чемоданы, свечи, портрет Чехова, и конечно ружьё — которое должно выстрелить, чтобы убить чайку. Зрители так вообще сидят в “водоёме”, с которым постоянно взаимодействуют актёры. Интеграция в действо достигается не громоздкими конструкциями, а аудиовизуальными решениями. Это гораздо сильнее. Разница в двух “Чайках” только одна: если в чеховском варианте спектакль Треплева с его “новыми формами” мимолётен, то здесь он не прекращается до финальной фразы. Что абсолютно логично. Ведь всё происходящее на сцене мы видим через призму его мироощущения.

Актёры спектакля Чайка 73458 на сцене Московского Театра на Таганке

Поиск новых форм был не чужд и самому Антоше Чехонте. “Чайка” — одно из немногих драматургических произведений, где между действиями проходит аж несколько лет. Никаких шаблонов классического театра, вроде единства времени и места действия. А вот в “Чайке 73458” единство есть! Потому что третье и четвёртое действие не разделены ни антрактом, ни занавесом. Режиссёр решил явно показать, что герои стали чужими не спустя два года разлуки, а ещё до отъезда.

Театр на Таганке Чайка 73458 Василий Уриевский Тригорин

Третье действие. На сцене Маша и Тригорин в исполнении блистательных Юлии Куварзиной и Василия Уриевского. «Женщины пьют чаще, чем вы думаете. Меньшинство пьет открыто, как я, а большинство тайно. Да. И всё водку или коньяк…», — заявляет иронически Маша. По залу проносится волна хохотов. Один выделяется особенно. Громкий и заливистый. Женский…

Вообще, именно благодаря постановке “Чайки 73458” — можно понять почему-таки Чехов назвал комедией произведение полное драмы. Во-первых, когда кругом царит беспросветная трагедия — остаётся только смеяться. Во-вторых, зрителям смешно много и часто. Кому-то смешно искренне, кому-то через слёзы. А у кого-то смех нервный, чтобы себя не узнать. Последние много шепчутся, особенно в самые тяжёлые моменты пьесы.

Василий Уриевский Ирина Апексимова Театр на Таганке Чайка 73458Театр на Таганке сцена спектакля Чайка 73458Чайка 73458 постановка Дайнюс Казлаускас Театра на Таганке

«Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила?! Меня надо убить!» — кричит в надрыве Нина Заречная (Дарья Авратинская), но тут же впадает в забытье и обречённо шепчет: «Я чайка…». Девушки позади тоже перешёптываются и…смеются. Такая защитная реакция — смеяться над тем, что не хочешь пропустить через себя. Молодые ещё. Или нет?.. Но тоже чайки. Просто ещё не поняли или не дожили до этого.

«Чайка 73458»… Существует основная версия этого названия. Якобы числительное в названии обозначает порядковый номер конкретно этой постановки среди всех мировых. Но мне ближе другая, которая приходит к зрителю, когда он вновь слышит стихотворение с того света. Да, спектакль закольцован. Опаздывать нельзя. Во-первых, опаздывать не прилично в принципе. Особенно в театр. Во-вторых, опоздавший рискует не полностью проникнуться замыслом режиссёра и не понять, что…

Афиша Чайка 73458 Театр на Таганкечасть фотографий взята с сайта tagankateatr.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии закрыты.