Новый 20-тонный самосвал МАЗ
Двигатель
На 20-тонные самосвалы МАЗ 6x4 кроме моторов ЯМЗ V8/V6, а также ЯМЗ-650 и ЯМЗ-536, на Минском автозаводе могут установить 12-литровые двигатели Mercedes-Benz V-6 модели ОМ501, которые немцы применяют на Mercedes Actros.
двигатель 20-тонного самосвала МАЗЗдесь этот мотор используется с настройкой мощности 435 л. с. - к обозначению МАЗ-6501 добавляют индекс Е9. Версия МАЗ-6501 V6 означает применение хорошо известного нашим перевозчикам двигателя MAN D2066, но мощностью всего 320 л. с. МАЗ-6501 с индексом W6 оснащен дизелем Cummins ISLe объемом 8,9 литра и мощностью 360 л. с. Но надо понимать, что эти моторы Cummins - китайские. Такой широкий выбор двигателей позволяет Минскому автозаводу поставлять грузовики на экспорт в различные страны мира, тем более что работающие локально самосвалы, в отличие от магистральных грузовиков, легче обеспечить необходимой сервисной поддержкой.
Однако, по заявлению специалистов маркетинговой службы МАЗа, в сравнении с традиционными ярославскими V6 и V8 увеличился спрос перевозчиков на грузовики МАЗ с рядными 6- цилиндровыми моторами ЯМЗ. Для России альтернативы ярославским дизелям на минских самосвалах практически нет. На тяжелых самосвалах МАЗ-6501 грузоподъемностью 20 т, полной массой 33,5 т могут быть установлены два разных мотора. На одном МАЗ-6501В9 - ЯМЗ-651 (это лицензионный двигатель Renault dCi11, он же ЯМЗ-650 для дорожных автомобилей, соответствующий нормам Евро-4) 412 л.с./1900 Н.м. А на другом МАЗ- 6501В5 - дизель ЯМЗ-536 310 л. с./ 1224 Н.м.
Примечательно, что на версии с более слабым, но и более легким мотором ЯМЗ-536 грузоподъемность составляет 21 тонну при снаряженной массе 12425 кг, а с ЯМЗ-650 - 19500 кг грузоподъемность и 13925 кг - снаряженная масса. Однако у них разные кузова, коробки передач - с этого тоже набирается разница в массе. У машин разные динамические характеристики, но на обоих максимальная скорость ограничена 85 км/ч, а разницу в моменте компенсируют передаточными числами ведущих мостов: 6,4 для ЯМЗ-536 и 4,59 для перекрещенного Renault.
У ЯМЗ-650 рабочий объем 11,12 л, размерность 123x156 мм. Все рядные ярославские моторы оснащены турбонаддувом и интеркулером, наРезервуар для предпускового подогревателя каждый цилиндр приходится по четыре клапана. На ЯМЗ-650 применены «мокрые» гильзы с уплотнениями в блоке резиновыми кольцами по нижнему поясу, прочные составные поршни - кованое из жаропрочной стали днище с бобышками и алюминиевая юбка, стальной коленвал. Распредвал находится в блоке, привод шестерен ГРМ расположен спереди. В нижней части блока цилиндров, между ним и поддоном, установлена литая алюминиевая ажурная пластина, которая придает дополнительную жесткость блоку и способствует улучшению охлаждения масла. Но есть и водо-масляный теплообменник. У мотора три настройки мощности: 311, 361 и 412 л. с. при 1900 об/ мин, момент от 1215 до 1870 Н.м при 1100-1300 об/мин. Примечательно, что французы первыми в Европе, именно на двигателях Renault dCi11, еще в 2000-м году применили Common Rail.
Семейство моторов ЯМЗ-530, куда входят «четверки» и «шестерки», разрабатывали ярославцы в сотрудничестве с австрийской инжиниринговой фирмой AVL List Gmbh. У ЯМЗ-536 размерность 105x128 мм, рабочий объем 6,65 литра, предельная настройка мощности - 310 л. с. при 2300 об/мин, момент - 1226 Н.м. У него блок и головка из чугуна, привод ГРМ со стороны маховика, что уменьшает уровень шума и позволяет производить отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов до 136 л. с. Гильзы - мокрые, с двойными уплотнительными резиновыми кольцами, устанавливаемые в канавки нижней части блока, что устраняет возможность коробления гильзы при перегреве.